Самоуправление? У татар оно культурно-просветительское

«Дуслык» оправдывает своё название вдвойне и втройне

В конце мая Региональной национально-культурной автономией татар Сахалинской области был организован очередной тур татарского ансамбля «Дуслык («Дружба»). Ныш, Ноглики и Оха для сахалинских артистов – хорошо знакомый маршрут. Но каждый раз их встречают с большой радостью, ведь для сахалинцев с татарскими корнями дорого стоит – вновь услышать родную речь и песни на национальном языке, да ещё посмотреть интересное представление в народных традициях. Художественный руководитель ансамбля – Василя Хузина, а музыкальный руководитель – известный у нас в Аниве, да и на всём Сахалине человек – Талгат Якупович Ганиев. Но разговор с ним состоялся не о национальном колорите, а, скорее, о сверхзадаче, которую вольно-невольно выполняет «Дуслык». Это укрепление дружбы народов.

– Талгат Якупович, вы являетесь заместителем председателя общественного совета нашего округа при мэре. Возглавляете областную организацию ветеранов МВД. Вам довелось быть одно время имамом в регионе. И вдобавок к этому – музыкант в ансамбле. Как всё это сочетается?

– Привык к активной деятельности, а такая работа сама меня находит. Но про ансамбль не могу сказать, что это просто «вдобавок», скорее, одна из основных и любимых сфер моей деятельности. Нашему творческому коллективу в 2016 году исполнилось 10 лет. Это была важная дата, которая помогла осознать, что всё делаем правильно, от сердца. Поэтому нас любят и ждут. «Дуслык» – единственный в своём роде на весь Дальний Восток, поэтому ансамбль не раз приглашали на крупные мероприятия в Хабаровске и Владивостоке (федеральный Сабантуй).

Татар в Сахалинской области много. И есть населённые пункты с компактным проживанием россиян нашей национальности. Например, в Долинском районе – четыре таких села. Оху и в шутку и всерьёз называют татарским городом, и там мы не раз приезжали на Сабантуй.

Примечательно, что на Сахалине татары и башкиры держатся вместе, ведь в древности это был единый народ – древние булгары. Разделение произошло много позже. В наш регион выходцы из Татарстана и Башкортостана прибыли для нефтедобычи, как и нефтяники из Баку, когда мы все были единым Советским Союзом. Как раньше, так и в настоящее время в островном регионе не принято помнить старые обиды. Все живут дружно. И особенно мультикультурным взаимодействием отличаются артисты, музыканты, для которых есть только ноты, а чья хорошая музыка – неважно. Например, мне не раз доводилось выручать армянских, киргизских артистов, играть на гармони их мелодии во время выступлений, а также исполнять русскую народную музыку. Искусство вне национальности.

– Казалось бы, татары никак не относится к нацменьшинствам, как раз наоборот, это один из коренных и многочисленных народов России. Тогда для чего нужна автономия?

– Честно говоря, мне не очень нравится, когда татар как-то выделяют и лишний раз подчёркивают национальность. Это может создавать почву для претензий на национальной почве. Национальный вопрос – самый тонкий, тут нужна большая осторожность, разумный подход.

Вместе с тем, наша общественная организация как автономия татар создана, конечно, не случайно. И называется национально-культурной. И это её главное предназначение – вести активную культурную работу, заниматься просвещением, рассказывать о национальных традициях. Одного энтузиазма для этого недостаточно, нужны и денежные средства. Поэтому автономия нужна ещё и для того, чтобы правительству Сахалинской области было кому выделять финансирование на мероприятия.

– С национальным вопросом на Сахалине всё в порядке, и татарская автономия тоже вносит свой вклад в гармонизацию отношений. И всё таки, Талгат Якупович, как по-вашему, что ещё можно сделать для укрепления дружбы народов?

– Сахалин часто называют православным островом. И мы, сахалинские татары, ничего не имеем против. Мечети на Сахалине нет, где бы мусульмане собирались, обсуждали свои религиозные и социокультурные вопросы. Вместе с тем, никто не препятствует исламу и нашей национально-культурной автономии, которая помогает татарам у нас в регионе быть сплочёнными, организованными. Хотелось бы, чтобы популярными становились праздники других народов России, которые бы отмечались на уровне государства, муниципального образования. И соответственно, финансировались от администрации. Например, как православная Пасха. А пока что для Сабантуя, например, специально выделяют средства из областной казны.

Беседовала С. Захарова (фото из семейного архива Т.Я. Ганиева)

Метки , , , , , ,
Scroll Up