Переход в самостоятельность 

Ведущие школы округа отправляются в «автономное плаванье» 

С позиции областной власти, образовательный стандарт требует большей гибкости и новых подходов в управлении образовательными учреждениями. Им нужна наибольшая самостоятельность. В Анивском городском округе планируется важный шаг в этом направлении – переход крупных школ на автономию. Это совместное решение муниципалитета и руководства СОШ №1, СОШ №2 г. Анивы, СОШ №5 с.Троицкое. 

Руководители трёх наших ведущих приступили к тщательному изучению законодательной базы по автономии образовательных учреждений. А затем приступят к процедуре оформления документов. И процесс это небыстрый. Для изменение юридического статуса образовательных учреждений потребуется внести изменения в их уставы и учредительные документы. Причём, под самим понятием автономии подразумевается самоуправление, но с сохранением целевых субсидий и субвенций из бюджета на организацию образовательного процесса, поступившее на школьный счёт финансирование уже невозможно отозвать или пересмотреть. 

Кроме того, в школах появятся собственные бухгалтерии. Кадровые и административно-хозяйственные вопросы дирекция сможет решать оперативно и самостоятельно, исключение составляют лишь недвижимость и особо дорогостоящее оборудование. И чтобы распорядиться ими, нужно будет привлекать учредителя, то есть муниципальное образование. Вместе с тем, при автономии можно и нужно оказывать платные услуги, а для этого придётся определить свою нишу. 

С точки зрения Олеси Олеговны Дегиль – вице-мэра нашего округа, курирующего социальное развитие, в числе весомых плюсов при переходе в автономный режим является большая свобода действий при совершении закупок. Государственные бюджетные организации должны руководствоваться законом о контрактной системе закупок (от 05.04.2013 № 44-ФЗ), который всё полностью регламентирует и унифицирует.  

Тогда как автономии могут пользоваться законом по закупкам «отдельными видами юридических лиц» (от 18.07.2011 №223-ФЗ), в котором содержатся отсылочные нормы для разнообразных и конкретных ситуаций. Рамки предписанных действий при этом расширяются. К тому же доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. А учредитель уже не имеет права изъять эти средства. На заработанные деньги школа может, например, отправлять детей педагогических работников и учеников на различные мероприятия, конкурсы, которые проходят не только в Сахалинской области, но и за её пределами. 

Положительные примеры перехода образовательных учреждений в автономию можно найти в Южно-Сахалинске. Три года назад в столице нашего региона такой статус получили 11 образовательных учреждений – школ и детских садов. В 2017-м – ещё 29 СОШ и ДОУ. 

С. Захарова 

(фото из архива СОШ №1, http://xn--1-0tbi3a.xn—-7sbabaeee2arfi9cjjd5a.xn--p1ai/)

Метки , , , , ,
Scroll Up