Сельских магазинов стало больше

Торговый бизнес в нашем округе развивается в нужном направлении

Розничная торговля не относится к приоритетным отраслям экономики региона. И при этом остаётся самым популярным видом бизнеса. У нас в Анивском городском округе во главу угла поставлено насыщение потребительского рынка товарами по доступным ценам от сахалинских производителей. И культивируется высокая степень социальной ориентированности в сфере розничной торговли. О новых достижениях в этом направлении рассказывает Елена Николаевна Балабанова – консультант отдела экономики и прогнозирования администрации округа.

– Елена Николаевна, итоги за год принято подводить в январе, но можно ли уже сегодня говорить о каких-либо результатах?

– Если иметь в виду промежуточную информацию, опубликованную на официальном сайте администрации округа, на территории муниципального образования работает 90 магазинов, 12 павильонов, 7 торговых центров, 15 предприятий общественного питания, в том числе 6 школьных столовых, 47 объектов бытового обслуживания населения. Численность работающих в этой сфере составляет около 670 человек.

По данным статистики, которые ежемесячно поступают к нам в администрацию, Анивский городской округ по росту товарооборота занимает третье место в области. За 10 месяцев 2017-го этот показатель в сопоставимых ценах вырос на 7,3 процента и составил более 2 188 млн рублей. Впереди нас – Поронайск и Южно-Курильск.

Вместе с тем, к концу третьего квартала в сёлах округа были введены 432,8 квадратного метра торговых площадей. И если за весь прошлый год было введено в строй два магазина, то за 9 месяцев 2017-го – четыре, то есть вдвое больше. Это продовольственный и смешанный магазины в Троицком, два продовольственных магазина в Ново-Троцком. Кроме того, увеличились торговые залы после проведения реконструкции магазина «Рябинка в Троицком, магазина одежды и обуви в ТЦ «Фестиваль» в Аниве. В результате на сегодняшний день на тысячу покупателей в нашем округе приходится 368 квадратных метров торговых площадей, что соответствует 90 процентам от норматива.

– Скоро ли будет 100 процентов?

– Известно, что в каждом муниципальном образовании принят свой норматив по обеспечению торговой площадью, утвержденный соответствующим постановлением правительства области. У нас в Анивском городском округе он составляет 409 квадратных метров на тысячу человек. В Аниве этот показатель в большинстве магазинов выполняется, а в сёлах помещений не хватает. С начала этого года губернатором области Олегом Николаевичем Кожемяко была поставлена задача довести обеспечение торговой площадью в округе до 90 процентов от норматива. Об этом говорится в Соглашении главы региона с мэром нашего округа. И сегодня уже можно сказать, что поручение губернатора муниципалитетом выполнено.

На начало 2018 года запланировано введение в строй ещё двух магазинов в селе Огоньки. Один из них принадлежит ИП Масису Матевосовичу Оганесяну. Второй возводится на базе КХ «Огонки» (руководитель – Владимир Александрович Калуга) для реализации молочной продукции собственного производства. На первом этаже нового здания планируется размесить торговую точку и кафе, помещения готовы, осталось установить оборудование. Планы по расширению торговых площадей есть и у анивских индивидуальных предпринимателей.

– Как влияют ярмарки на развитие торговли?

– Ярмарочные мероприятия очень востребованы, поскольку предоставляют возможность местным жителям приобрести продукцию по самым доступным ценам. И товар предлагается такой, что не всегда найдёшь в магазине – сухофрукты, свежая и копчёная рыба, мясо от производителя, натуральный мёд.

Ярмарочная торговля набирает обороты не только в Аниве, но также и в Троицком. На днях побывала в этом селе, сравнивала ассортимент и цены. Троицкое городу мало в чём уступает, стояла машина совхоза «Южно-Сахалинский» с овощами, торговали и мясной продукцией, и рыбой, и мёдом, и недорогой одеждой. У ООО «Алекса» в ассортименте насчитала 16 видов наименований свежемороженой рыбы, в том числе были лосось, терпуг, два сорта сельди, камбала трех сортов, треска, минтай, кета, горбуша, щука. У ООО «Таранай» – 5 видов свежемороженой рыбы и копчёности. Надо отметить, что в магазинах тоже хороший выбор рыбы, несмотря на снижение улова в этом году.

По условиям вышеупомянутого Соглашения, товарооборот от ярмарок должен составлять не менее 0,5 процента в общем товарообороте, а он у нас в трое больше – 1,55 процента. По новым правилам, с 2018 года муниципалитеты будут вести учёт нестационарных торговых площадей, включая павильоны с продуктами питания и сельскохозяйственными товарами, киоски с печатными изданиями, точки общественного питания. Нам предстоит определить, насколько они соответствуют нормативам и над чем ещё нужно поработать.

– Что можно отнести к компонентам благоприятной среды для малого и среднего в нашем округе?

– Участники проектов «Доступная рыба» и «Социальный магазин» могут рассчитывать на субсидирование. Например, владельцу магазина «Искра», реализующего доступную рыбу, выплатили субсидии в качестве компенсации расходов на оборудование. Социальный магазин «Как дома» получил финансовую поддержку на развитие.

Напомню, что в 2015 году депутаты Собрания округа приняли решение о снижении коэффициента налогообложения для участников проектов с 0.45 до 0,3 процента. И для социальных магазинов коэффициент был уменьшен до 0,005 процента.

В настоящее время в округе ведущие позиции принадлежат уже второй волне предпринимателей. Среди них немало юридически и экономически подкованных людей, продвинутых пользователей Интернета. Собрать их всех вместе бывает непросто, поскольку у каждого великое множество текущих дел, обязанностей по предоставлению отчётности.

Тем не менее, администрация округа поддерживает заинтересованный диалог с местным предпринимательским сообществом. Спрашиваем у представителей малого и среднего бизнеса мнение по самым разным вопросам и о мерах государственной поддержки. Стараемся их информировать обо всех новшествах, приглашаем на совещания с разъяснениями. Присылаем информацию по электронной почте, обзваниваем. И всегда интересуемся их трудностями, проблемами, по возможности помогаем. Примечательно, что на еженедельных видеоконференциях сотрудников отдела экономики и прогнозирования с региональным министерством торговли и продовольствия часто звучат вопросы к нам: как там ваши предприниматели, какая им требуется помощь? Стараемся быть в курсе.

– С 1 января 2018 года вводится обязательная электронная ветеринарная сертификация для магазинов, торгующих продуктами животного происхождения. Успели подготовится в нашем муниципальном образовании?

– Не секрет, что новость о введении автоматизированной информационной системы «Меркурий» в предпринимательском сообществе встретили без особого энтузиазма, расценив как очередную и дополнительную нагрузку на малый и средний бизнес. Тем не менее, к 1 декабря многие уже освоили электронные формы отчётности, зарегистрировались, получили логин и пароль. Оставались лишь несколько небольших продуктовых павильонов и малых предприятий, владельцы которых пребывали в неведении. Они уже поставлены в известность и начали принимать меры, чтобы не оказаться за бортом своей сферы деятельности. Другое дело, что сама система ещё до конца не отрегулирована, случаются сбои и технические неполадки, которые к концу года должны быть устранены разработчиком.

Беседовала С. Захарова

(Фото из архива Е.Н. Балабановой)

Scroll Up